Ша́хматы — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит король (шах) умер (мат). Цель игры состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы. История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Считается, что игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позже VI века нашей эры. По мере распространения игры на Арабский Восток, затем в Европу и Африку, правила менялись. В том виде, который игра имеет в настоящее время, она сформировалась к XV веку, окончательно правила были стандартизованы в XIX веке, когда стали систематически проводиться международные турниры. А теперь сами правила игры : Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8×8 клеток. Вертикальные ряды полей (вертикали) обозначаются латинскими буквами от a до h слева направо, горизонтальные ряды (горизонтали) — цифрами от 1 до 8 снизу вверх; каждое поле обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы ближнее угловое поле справа от игрока было белым (для белых это поле h1, для черных — поле а8). У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур. Фигуры одного из игроков условно называются «белыми», другого — «чёрными». Белые фигуры, окрашены в светлый цвет, чёрные, в тёмный. Сами игроки называются «белые» и «чёрные» по цвету своих фигур. В каждый комплект фигур входят: король (♔), ферзь (♕), две ладьи (♖), два слона (♗), два коня (♘) и восемь пешек (♙). Белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные — седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно. Фигуры расставляются следующим образом : a1, h1 — ладья(белые); a8, h8 — ладья (чёрные); b1, g1 — конь (белые); b8, g8 — конь (чёрные); c1, f1 — слог (белые); c8, f8 — слон (чёрные); d1 — ферзь (белый); d8 — ферзь (чёрный); e1 — король (белый); e8 — король (чёрный); a2 — h2 — ряд белых пешек; a7 — h7 — ряд чёрных пешек. Рассмотрим ходы каждой фигуры : Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах). Особенность короля в том, что он может сделать рокировку. Рокировка — это ход короля, который делается совместно с ладьей. Король перемещается на две клетки к ладье, а ладья в свою очередь ставится возле короля, на поле, которое он прошел. Рокировка бывает двух видов: короткой и длинной. Короткая рокировка делается на королевском фланге, а длинная на ферзевом. Рокировку нельзя делать: — если король уже делал ход — если ладья, с которой король хочет сделать рокировку уже делала ход — если заняты соседние поля (для короткой рокировки g и f, для длинной b,c,d ) — если после рокировки король окажется под шахом — если королю объявлен шах (и он уходит из-под него рокировкой) — если король при рокировке должен пройти через «битое поле» (т.е. поле, которое находится под ударом фигуры противника). Ферзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 8 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям). Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры. Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те, которые ходят только по черным полям) и белопольные (те, которые ходят только по белым полям). Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой «Г». То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали, что также является буквой «Г». Отличительной особенностью коня является то, что он может «перепрыгивать» через другие фигуры. Пешка. Пешка ходит со взятием по диагонали на одно поле вперёд, а без взятия — по вертикали на одно поле вперёд. Если пешка ещё не делала ходов, она также может сделать ход без взятия на два поля вперёд. Направлением «вперёд» называется направление к восьмой горизонтали для белых или к первой для чёрных. Когда пешка доходит до последней горизонтали (для белых — до восьмой горизонтали, для чёрных — до первой), ходящий должен заменить её на любую другую фигуру того же цвета, кроме короля (прохождение пешки). Превращение пешки происходит на том же ходе, на котором она перемещается на последнюю горизонталь. Таким образом, если, например, превращённая из пешки фигура угрожает королю противника, то этот король в результате хода пешкой на последнюю горизонталь немедленно оказывается под шахом. Также здесь следует разъяснить такое понятие как «битое поле». Битое поле — это такая позиция, когда, к примеру, белая пешка дошла до е5, а чёрная находится в начальной позиции. Чёрная пешка делает ход d7-d5, и здесь белая пешка может побить чёрную, став на поле d6. Есть в шахматах и такие понятия : Шах — ситуация, когда король атакован вражеской фигурой. В такой ситуации возможно: — защититься от шаха — забрать шахующую фигуру другой своей фигурой — уйти от шаха на другое поле не атакованное вражеской фигурой Мат — такое положение, когда королю объявлен шах, и ему некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, забрать атакующую фигуру не возможно, и закрыться от шаха тоже не возможно. Пат — такое положение, при котором королю некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, но королю не объявлен шах, и у игрока нет больше фигур кроме короля, либо нет возможности пойти той или иной фигурой. Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается, когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. Также игра заканчивается, когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию. Еще несколько слов. Правила шахмат менялись время от времени. Сейчас же, правила игры в шахматы уже " устаканились", и вряд ли когда-нибудь еще претерпят изменения. Они могут поменяться лишь в том случае, если человек сделает такой компьютер, который, просчитает все варианты и ходы до самого конца шахматной партии. Не будем говорить, что это невозможно, скажем так, на данный момент это невозможно. Удачной игры!!!
15 февраля