Интересные факты, познакомившись с которыми, понимаешь, стиль письма каждого из авторов. По крайней мере, читая о каждом из них, проводила параллель между автором и его героями и направлениями повествования. Чего, пожалуй, нельзя сказать о современных авторах литературного жанра, где всё повествование строится по некому шаблону.
Вильям Шекспир.
Шекспир никогда не учился в университете, но это не помешало ему приобрести мировую популярность, более того он по сей день считается одним из самых величайших деятелей мировой литературы.
Говорят, что Шекспир начинал свою карьеру в мире искусства в качестве обычного актера, а свою первую пьесу он написал примерно тогда, когда ему исполнилось около 25 лет.
Современники утверждали, будто бы Шекспир увлекался браконьерством -- охотился на оленей во владениях сэра Томаса Люси без всякого разрешения этого самого Люси.
Шекспир является по счету вторым в мире самым цитируемым автором после писателей Библии.
Чарльз Диккенс
У Чарльза Диккенса было очень тяжелое детство. Когда его папа попал в долговую тюрьму, маленького Чарли отправили работать... нет, не на шоколадную фабрику, а на фабрику по производству ваксы, где он с утра до вечера наклеивал ярлычки на баночки. Непыльно, говорите? А вот поклейте их с утра до вечера вместо того, чтобы играть в футбол с пацанами, и поймете, почему образы несчастных сироток получались у Диккенса такими убедительными.
В 1857 году к Диккенсу приехал в гости Ганс Христиан Андерсен. Это не анекдот Хармса, это сама жизнь! Андерсен с Диккенсом познакомились еще в 1847 году, пришли в полный восторг друг от друга, и вот, 10 лет спустя, датчанин решил воспользоваться данным ему приглашением. Беда в том, что за эти годы в жизни Диккенса все очень изменилось и усложнилось -- он был не готов принять Андерсена, а тот прожил у него почти пять недель! <<Он не владеет никакими языками, кроме своего датского, хотя есть подозрения, что и его он тоже не знает>> -- в таком ключе рассказывал друзьям о своем госте Диккенс. Бедолага Андерсен стал мишенью для насмешек многочисленного потомства автора <<Крошки Доррит>>, а когда он уехал, папа Диккенс оставил в его комнате запись: <<Ганс Андерсен ночевал в этой комнате пять недель, которые показались нашей семье годами>>. И вы еще спрашиваете, почему Андерсен писал такие грустные сказки?
А еще Диккенс увлекался гипнозом, или, как тогда говорили, месмеризмом.
Одним из любимейших развлечений Диккенса были походы в парижский морг, где выставлялись неопознанные тела. Милейший, в сущности, человек!
Вообще, современные Чарльзу Диккенсу критики без конца намекали на то, что он никогда не войдет в список лучших британских писателей.
Зато Диккенса преданно любили простые читатели -- в 1841 году в порту Нью-Йорка, куда должны были привезти продолжение финальных глав <<Лавки древностей>>, собралось 6 тысяч человек, и все орали пассажирам швартующегося теплохода: <<Умрет ли крошка Нелл?>>
Диккенс не мог работать, если столы и стулья в его кабинете не стояли так, как надо. Как надо, знал только он -- и каждый раз начинал работу с перестановки мебели.
Чарльз Диккенс настолько не любил памятники и монументы, что в завещании строго-настрого запретил возводить их ему. Единственная бронзовая статуя Диккенсу установлена в Филадельфии. Кстати, статую первоначально отвергла семья писателя.
Марк Твен
Марк Твен -- литературный псевдоним человека по имени Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Кроме этого, у Твена также имелись псевдонимы Бродяга, Джош, Томас Джефферсон Снодграсс, Сержант Фатом и У. Эпаминондас Адрастус Блаб. Кстати, <<марк твен>> -- понятие из области навигации, означает <<отмерь две>> морские сажени: именно так отмечали минимальную глубину, пригодную для судоходства.
Марк Твен дружил с одним из самых загадочных людей своего времени -- изобретателем Николой Тесла. Писатель и сам запатентовал несколько изобретений, как то: саморегулирующиеся подтяжки и альбом для вырезок с клейкими страницами.
А еще Твен обожал кошек и ненавидел детей (даже хотел поставить памятник царю Ироду). Однажды великий писатель заявил: <<Если бы можно было скрестить человека с котом, человеческая порода от этого только выиграла бы, а вот кошачья -- явно бы ухудшилась>>.
Твен был заядлым курильщиком (именно ему принадлежит авторство фразы, которую отныне приписывают всем подряд: <<Нет ничего проще, чем бросить курить. Уж я-то знаю, я проделывал это тысячу раз>>). Он начал курить, будучи восьмилетним пацаном, и до самой смерти выкуривал от 20 до 40 сигар ежедневно. Сигары писатель выбирал самые вонючие и дешевые.
О. Генри
Американский писатель О. Генри начал писательскую карьеру в тюрьме, куда попал за растрату. И так удачно у него пошло дело, что о тюрьме все скоро забыли.
О. Генри - это псевдоним писателя. На самом деле его звали Уильям Сидни Портер.
В трехлетнем возрасте остался без матери, и его воспитанием занималась родная сестра отца.
Сегодня в США создан музей его памяти, а тюремному двору, по которому когда-то ходил по кругу заключенный 30664, присвоено имя писателя.
Эрнест Хемингуэй
Когда Эрнесту исполнилось 12 лет, дедушка подарил ему однозарядное ружье 20-го калибра. Мальчик бежал хвастать подарком своим приятелям с окраины Чикаго. Увидев его, старая индианка сказала: <<Будь осторожен, парень. Эти игрушки имеют обыкновение обращаться куда угодно, в том числе и на своих хозяев...>>
Пятьдесят лет спустя Хемингуэй застрелился из ружья Vincenzo Bernardelli. Теперь эта модель двустволки называется Hemingway.
Эрнест Хемингуэй был не только алкоголиком и самоубийцей, о чем все знают.
Еще у него была пейрафобия (боязнь публичных выступлений), кроме того, он никогда не верил похвалам даже самых искренних своих читателей и почитателей. Даже друзьям -- не верил, и все тут!
Прежде чем 62-летний Хэм приставил дуло к голове, он десятки раз по чистой случайности оставался живым. В бою его поразили 273 минных осколка, а ноги прошила пулеметная очередь. Он побывал в пяти авариях и семи катастрофах. Получил сильнейшие ушибы, переломы и сотрясение мозга. Дважды пострадал на охоте, едва не сгорел во время лесного пожара. Судьба проверяла его на стойкость, а Хемингуэй проверял на стойкость своих героев.
Тот же Хемингуэй часто и охотно рассуждал о том, что за ним следит ФБР.
Собеседники криво улыбались, но в конце концов выяснилось, что Папа был прав -- рассекреченные документы подтвердили, что это действительно была слежка, а не паранойя.
Когда-то Хемингуэй поспорил, что сочинит рассказ из шести слов, который станет самым трогательным из всех ранее написанных. Он выиграл спор: "For sale: baby shoes, never used". "Продаются детские ботиночки. Неношеные.
После этого во всем мире проходят конкурсы на самый короткий рассказ.
Джордж Байрон
Великий поэт Байрон был хромым, склоненым к полноте и чрезвычайно любвеобиленым -- за год в Венеции, по некоторым сведениям, он осчастливил собой, хромым и толстым, 250 дам.
У Байрона имелась удивительная личная коллекция -- пряди волос, срезанных с лобков любимых женщин. Прядки (или, может, локоны) хранились в конвертах, на которых были романтически начертаны имена хозяек. Некоторые исследователи утверждают, что полюбоваться (если это слово здесь уместно) собранием поэта можно было еще в 1980-х годах, после чего следы растительности затерялись.
А еще великий поэт Байрон любил проводить время с мальчиками, в том числе, увы, с несовершеннолетними. Это мы даже не комментируем! Мало было подлецу 250 дам!
Ну и еще немного про Байрона -- он очень любил животных. К счастью, не в том смысле, какой вы, возможно, вложили в эту фразу, прочитав про Байрона чуть выше. Поэт-романтик зверушек обожал платонически и даже содержал зверинец, в котором обитали барсук, обезьяны, лошади, попугай, крокодил и еще много всякой живности.
Оноре де Бальзак
Оноре де Бальзак обожал кофе -- за день выпивал около 50 чашек крепкого турецкого. Если не было возможности сварить кофейку, писатель попросту размалывал горстку зерен и жевал их с превеликим удовольствием.
Бальзак считал, что эякуляция -- растрата творческой энергии, так как семя есть мозговая субстанция. Однажды, беседуя с приятельницей после удачного общения, писатель с горечью воскликнул: <<Сегодня утром я лишился романа!>>
Однажды, придя к издателю, он был остановлен секретарем у дверей редактора, который в вежливой форме сообщил Бальзаку, что сегодня издатель не принимает, на что Бальзак остроумно заявил, что это не самое главное. Для него главное, чтобы редактор не принимал, а давал.
Однажды с молодым Бальзаком произошел такой случай. В квартиру к нему ночью забрался грабитель. В темноте вор рыскал в ящиках стола в поисках денег.
Вдруг за его спиной раздался громкий смех, принадлежащий Бальзаку, который иронично заметил, что напрасно грабитель пытается в темноте найти то, что он сам не может в ящиках обнаружить даже при дневном свете.
Бальзак никогда не терял присутствия духа и чувства юмора. Как-то к нему пришел мастер, занимавшийся благоустройством и ремонтом его квартиры, с требованием выплатить ему деньги за выполненную работу. У Бальзака денег не было, поэтому он попросил мастера прийти к нему в другой раз. Мастер стал возмущенно кричать, что к нему когда не приди, то денег нет, то нет дома самого. Бальзак с шуткой ответил мастеру, что это вполне объяснимо, если бы деньги были у него, то, вероятнее всего, дома его не было бы.
Эдгар По
Эдгар Аллан По всю жизнь боялся темноты. Возможно, одной из причин возникновения этого страха стало то, что в детстве будущий писатель учился... на кладбище. Школа, куда ходил мальчик, была так бедна, что учебники для детей купить не удавалось. Находчивый учитель математики проводил занятия на близлежащем кладбище, среди могил. Каждый ученик выбирал себе надгробный памятник и подсчитывал, сколько лет прожил усопший, вычитая из даты смерти дату рождения. Неудивительно, что По вырос и стал тем, кем он стал -- основоположником мировой литературы ужасов.
Эдгар По был уверен, что благодаря отточенному мастерству и упорной работе любой писатель способен создать гениальное произведение и выразить самое тонкое душевное переживание. Его метод известен в истории литературоведения как "Вдохновенная математика По" - писатель даже написал эссе, где разобрал по косточкам своё произведение "Ворон" - от задумки сюжета, до поиска нужных выражений и рифм.
Отдельные эксперты называют По автором мистификации, известной под названием "Криптограмм Бейла" - трёх зашифрованных сообщений, которые, вероятно, содержат координаты зарытого клада из золота и серебра. Загадка криптограмм не раскрыта до сих пор.
3 октября 1849 года прохожие нашли поэта в бессознательном состоянии возле одной из городских канав. По другой версии, он лежал неподалеку от одной из местных пивнушек и в чужой одежде. В невменяемом состоянии По был доставлен в больницу и помещён в дешёвую палату. Врачи утверждали, что писатель страдал галлюцинациями и постоянно звал кого-то в бреду - вплоть до самой смерти он так и не пришёл в себя.
Существует миф, согласно которому каждый год, в день рождения поэта (19 января), его могилу посещает некий тайный поклонник, закутанный в чёрный плащ и широкополую шляпу. До сих пор никому не удалось поговорить с ним.
Льюис Кэрролл
Самым психоделическим писателем всех времен и народов следует признать Льюиса Кэрролла, застенчивого британского математика, сочинившего сказки об Алисе. Его сочинениями вдохновлялись Битлз, Джефферсон Эйрплейн, Тим Бартон и другие.
Настоящее имя Льюиса Кэрролла -- Чарльз Лютвидж Доджсон. У него был церковный сан диакона, а еще в личных дневниках Кэрролл постоянно каялся в некоем грехе. Впрочем, страницы эти были уничтожены семьей писателя, чтобы не порочить его образ. Кое-кто из исследователей всерьез считает, что именно Кэрролл был Джеком-Потрошителем, которого, как известно, так и не нашли.
Кэрролл страдал болотной лихорадкой, циститом, люмбаго, экземой, фурункулезом, артритом, плевритом, ревматизмом, бессонницей и еще целой кучей разнообразных заболеваний. Кроме того, у него почти беспрерывно -- и очень сильно -- болела голова.
Автор <<Алисы>> был страстным поклонником технического прогресса, и сам лично изобрел трехколесный велосипед, мнемоническую систему для запоминания имен и дат, электрическую ручку, а также именно он придумал писать название книги на корешке и создал прототип всеми любимой игры Скрэббл.