Человеческая жизнь - динамический процесс, связанный с определенными
циклами, кризисами, периодами стабильности и изменчивости. И каждый этап
жизни так и иначе отражается в любом символе-образе, сопровождающим
человека.
Уникальная способность человека-возможность представлять образы. Благодаря силе воображения человек, единственный из всех живых существ, может быть сильнее природы. Представление образов помогает нам понять себя, заглянуть в самые сокровенные глубины души, решать серьезные проблемы и конфликты.
Необходимо помнить, что образ, символ как и рисунок-это прежде всего метафора. Преимущества техника, использовавшего метафоры и образы:
1. Образы и метафоры не связаны с правилами временной и пространственной закономерности (в образе наше воображение позволяет нам быть старше, например, или младше своего возраста)
2. Образы и метафоры не связаны с логикой, то есть логика стереотипна.
3. Образы и метафоры ориентируются на личный образ, опыт (меняя образ, мы можем изменить и в реальности что либо)
4. Образы и метафоры ведут к увеличению самоконтроля (образы учат контролировать внутреннее состояние)
5. Образы имеют способность удивлять, и это самое ресурсное состояние для работы с ребенком.
Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике. В разработку научных основ сказкотерапии внесла большой вклад Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Ей принадлежит одно из ключевых определений понятия "сказкотерапия". Ученый определяет, что сказкотерапия - это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Сказкотерапия является процессом поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.
В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применения и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому соответствующий его интересам жанр.
Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, он сформулирован прямо. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать тогда, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков.
Более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью-это басня. Развитие этого жанра привело к интонации нравоучения. В сказкотерапии
полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого жанра. Более поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет от Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа являются замечательным сказкотерапевтическим материалом.
Короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции является анекдот. Особо хороши анекдоты о Ходже Насреддине. С их помощью мы можем сформировать такое важное качество, как находчивость, а также умение творчески мыслить.
Легенда, былина, сага, эпос. Повествование о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут использоваться в работе с подростками.
Миф. Повествования о богах и героях. В мифах можно найти не только информацию о сотворении мира, но и описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам организована жизнь. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование
мифов полезно для исследования проблемных взаимоотношений, и для познания многообразия окружающего мира и общих закономерностей его устройства.
Наиболее многообразный жанр-сказка. Для сказок характерен так называемый <<бродячий сюжет>>. То есть сказки разных народов имеют очень много общего.
Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. И если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем. Создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, он в определенном смысле программирует себя.
Сказка очень эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, то есть процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Психологи, применяющие сказки, метафоры в работе с детьми, часто отмечают, что на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако, положительный эффект от работы все равно присутствует, то есть изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное
его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, <<беспроблемных>>
детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.
Важно понимать, что работая со сказкой, необходимо учитывать некоторые особенности:
a. при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
b. во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
c. нельзя допускать затянувшихся пауз.
d. ребенку может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. - Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
e. ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип <<открытости>>);
f. ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, <<зашифрованную>> в образном ряде сказки;
А также:
a. ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить ипрослеживать причинно-следственные связи.
b. сказки обязательно должны подходить ребенку по возрасту.
c. способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
Рекомендации при проведении сказкотерапии с ребенком:
a. В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если Вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т.п. Ребенок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики, а беспокойство и тревога передадутся ему.
b. Будьте эмоциональны, читайте с <<выражением>> и <<душой>>. Это позволит ребенку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней.
c. Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребенка и ваших собственных.
d. Вы должны знать, насколько устойчиво внимание о ребенка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней.
e. Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика - всё это может указывать захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребенка сосредоточено на описываемом действии, Вы - на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так, или ребенок еще не готов её воспринять.
f. После прочтения сказки обсудите её с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:
1. О чем сказка?
2. Что запомнилось больше всего?
3. Какие герои запомнились? Почему?
4. Что случилось с тем или иным персонажем?
5. Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
6. Какие чувства, какое настроение после сказки?
7. Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
8. Случались ли у тебя похожие ситуации?
9. Чему мы можем научиться у этой сказки?
10. Как можно применить полученные знания в жизни?
Савенкова Ирина Витальевна
Южный федеральный университет. Г.Ростов-на-Дону