18 октября
Тяжела зима, ночная тьма чудится бесконечной, страшно воют волки рядом с деревней. — Дедушко, а ежели солнце навсегда уплывет в другие царства-государства, как жить будем? — вопрошает седобородого старца пятилетний внук. — Не боись, — отвечает дед. — Вот приедет к нам скоро Авсень — он нам новое солнышко и зажжет. В полдень вся деревня высыпала на берег застывшего ручья. Мужики сгружают с воза несколько бревен, берутся за топоры, а бабы дружно голосят: Мосточек мостили, Сукном устилали, Гвоздьми убивали. Ай, Авсень, ай, Авсень! Кому ж, кому ехать По тому мосточку? Там ехать Авсеню. Ай, Авсень, ай, Авсень! И вот уже подъезжают от опушки леса к новому мосту два распрекрасных молодца в вывороченных тулупах. Один — на золотисто-рыжем, как солнце, коне, а другой — на златощетинном борове. Конник держит на шесте просмоленное тележное колесо, его спутник — копье, на конце коего — пучок соломы. Когда оба гостя останавливаются на середине моста, селяне дружно кричат: — Добро пожаловать, Весна, новогодье! Милости просим, Авсень! Возжигай свет- солнышко, возжигай! Авсень чиркает огнивом, запаливает паклю, подносит конец копья к колесу — оно тоже вспыхивает. Песни, веселье, смех! Парни раскладывают большой костер, на нем жарят на вертелах мясо. Девушки разливают по кружкам медовуху. Внук глядит на небо, на играющее лучами солнце: — Дедушко, а и впрямь новое солнышко ярче старого! Ай да Авсень! В глубочайшей древности Авсень (Овсень, Усень, Таусень) почитался нашими предками как божество, возжигающее солнечное колесо и дарующее миру свет. Подобно светоносному богу древних германцев Фрейру, он при зимнем солнцеповороте выезжал на небеса на борове с золотой, сияющей щетинкой: позднее в русских сказках мы встретим волшебную свинку — золотую щетинку. В ту пору Новый год праздновали 1 марта, поэтому естественно, что он считался весенним богом, воплощением Весны. Авсень открывал путь новому лету, вез из небесного сада Ирия, то есть райской страны, щедрые дары плодородия и распределял их между смертными согласно божественному предопределению: одним щедро, с избытком, другим скудно. Ритуалы «закликания весны» означали торжество Авсеня над зимой и стужей. Из глубокой древности идет обычай выпекать «жаворонков» — весенних птичек. Дети бегали с ними по улицам, садам, огородам, полям, стараясь поднять птичек повыше. Их даже прикрепляли к крышам и шестам, ну а потом съедали во славу Авсеня. Взрослые собирались на берегу реки, раскладывали костер, пели веснянки. После перенесения Нового года на 1 сентября, а потом и на 1 января, об Авсене продолжали вспоминать. 31 декабря «авсенгцики» ходили по деревне, разбрасывая вокруг изб зер-но, оставленное для посева, распевая: Авсень, Авсень, Шелкова борода, Золотая голова, Подай пирога Или курочку с хохолком, Петушка с гребешком; Подай денежку с орлом И копеечку с копьем! Всю ночь, до рассвета, варили кашу Авсеню. Принеся крупу из амбара, ее не касались до тех пор, пока не истопится печь. Когда хозяйка «затирала» кашу, следовало произносить закли-нания, чтобы зерно хорошо росло в будущем году. Горшок ставили в печь с поклонами. Ну а когда каша варилась, за ней пристально наблюдали, ибо в это время можно было кое-что узнать о будущем: если каша из горшка вылезет или он треснет при варке, дому грозит какая-то беда. Густая каша, румяная — будет хороший урожай, жидкая, бледная — недорода жди. В общем-то, с приметами этими старались бороться: если каша не удалась, ее просто выбрасывали. Ну а если она сулила приятные события, то ее съедали. «Авсенгцики» в своих песнях часто вспоминали бога, который сам ходит по домам добрых и трудолюбивых хозяев, благословляя их жизнь и труд: Таусень! Благослови-ка, бог, Утра Новый год! И святые вечера!.. До сих пор в западных областях России сохранился такой обряд: накануне Нового года в деревнях ряженые водят по домам двух юношей. Один — в венке из сжатых колосьев и в богатом одеянии, другой — в ветхом рубище и соломенном венке. При входе в избу юношей завешивают длинными покрывалами и предлагают хозяину сделать выбор. Выбравшему бога-того гостя, а значит, счастливую участь, ряженые поют хором песню, предвещающую щедрый урожай, а неудачника осмеивают. Впрочем, он может откупиться блинами-пирогами, свиными ножками, сладостями и испытать судьбу еще разок-другой, чтобы на сей раз выбрать пророка удачи Авсеня. Откуда же произошло само имя Авсень? На сей счет ученые спорят вот уже полтора столетия. Наиболее правдоподобно толкование, связывающее Авсеня с древнерусским словом оусинь (юсинь) — синеватый.